Previous Entry Share Next Entry
Правило Кирхгофа или объясняем гуманитариям на пальцах почему развязка на Старокубанской не поможет
пингвин
krasnob
В электротехнике есть очень простое правило, которое с оговорками, но очень легко переносится в другие области и доступно для понимания даже водителям-гуманитариям и кандидатам коммунальных наук.

Оно называется «Первое правило Кирхгофа» и гласит, что алгебраическая сумма токов в каждом узле любой цепи равна нулю и сумма втекающих токов равна сумме вытекающих. Иными словами, сколько тока втекает в узел, столько из него и вытекает. Это правило следует из фундаментального закона сохранения энергии.

Вы все уже догадались, что в качестве цепи мы будем рассматривать улично-дорожную сеть Краснодара, в качестве узла цепи — перекрёсток улиц Ставропольской и Старокубанской, а в качестве тока — потоки автомобилей, проходящие через этот узел. Если не догадались, то обновите страницу и начинайте чтение сначала.

Итак, мы имеем сеть с узлом, пропускная способность которого вызывает претензии у обитателей восточной части города. И мы все хотим, чтобы этот узел пропускал больше тока во всех направлениях. В администрации Краснодара уверены, что способны решить эту задачу и даже предлагают конкретный способ: построить развязку в четырёх уровнях за несколько миллиардов рублей. Чтобы продемонстрировать серьёзность намерений уже потрачено много миллионов рублей на проектирование этой развязки, готовы и красивые картинки с жёлтым котиком (приём художника, который рисовал в углу каждой картины жёлтого котика чтобы отвлечь внимание заказчика от самой работы [ссылка]).

Проект развязки и жёлтый котик


Любому разумному человеку ясно, что развязка не поможет. Дураки будут обсуждать почему цвет колеса над развязкой жёлтый как на флаге Украины, а не, например, бордовый, как на флаге Кубани?

Все должны чётко осознавать, что строительство развязки приведёт к увеличению пропускной способности лишь проблемного перекрёстка. Но не приведет к устранению пробок на прилегающем участке улично-дорожной сети (УДС).

Администрацию десятки раз просили представить анализ пропускной способности, математическую модель или любые иные доказательства того, что строительство развязки чем-то поможет. Разумеется, администрация никаких подтверждений и доказательств эффективности развязки представить не может, потому что их не может быть и взамен показывает красивые картинки. Более того, в генеральном плане города их заложено не менее десятка и, по мнению (п. 29) главного архитектора края Юрия Рысина, это каким-то чудесным образом должно связать Западный и Восточный обходы Краснодара.

Вот что сообщает замначальника управления дорожно-мостового хозяйства Б. Сухов в ответ на просьбу показать необходимость в развязке.



3,2 чего? Какой такой нормативный документ содержит рецепты типа «3,2 — строй новую развязку»? Но дальше ещё чудесатее.



То есть, следите за руками: они провели беглый подсчёт какого-то коэффициента загрузки и сразу, не обдумывая, приняли решение о том, что нужно построить развязку, а уже потом будут проводить основные исследования заторов! Чувствуете размах мысли?

Дорогхо, богхато, любо!

В чём же дело?


Дело в том, что пропускная способность перекрёстка физически ограничена пропускной способностью улиц, входящих и выходящих из него. Обратите внимание на декларацию проектантов, они прямо пишут у себя на сайте, что «количество полос в каждом направлении: — по 2». надо понимать, что у них работа такая — зарабатывать деньги на проектировании, ведь перед ними не ставили задачу решить проблему заторов, перед ними стоит задача получить деньги за проектирование развязки, ну так они это с успехом и делают! Задумайтесь: как перекрёсток и прилегающие улицы смогут пропускать больше автомобилей, если сейчас там по две полосы, и будет по две? Разумеется, никак.

Объясняем на картинках


Возьмём два шланга, которые будут пропускать воду (ток) и сделаем из них модель нашего перекрёстка. Обозначим его пропускную способность как Х. Затем введём в нашу модель развязку, накрутив узлов поверх. И что же мы увидим, что можем понять?

Модель перекрёстка

Любому четверокласснику понятно, что пропускная способность перекрёстка не увеличилась и тоже равна Х. Ведь диаметр входящих и исходящих шлангов не изменился.

Ещё более понятная модель: складываем входящие токи и исходящие токи, получаем одну условную трубу по которой автомобили проходят перекрёсток. Она расширяется в одном месте (кольцо). А затем строим развязку и смотрим что получится.

Самая математическая модель развязки

Кто готов утверждать, что труба справа пропустит больше воды? Кто там поднял руку?.. Садись, «два». Желающие могут провести этот опыт дома, вооружившись шлангами, скотчем и пластиковыми бутылками.

Сеть, даже с мегаразвязкой, не может пропустить больше автомобилей, чем выпустить. В администрации это знают, поэтому никто не говорит о расширении прилегающих участков улиц — оно невозможно из-за плотной застройки.

Не говорят в администрации и о том, что в 370 метрах в каждую сторону от развязки стоит по светофору, поэтому даже если вы быстро проедете развязку, вы точно также остановитесь и будете стоять, пока все желающие не протиснутся в горловины прилегающих улиц.

Светофоры

Таким образом, пробка во всех направления попросту сместится к этим светофорам и будет многократно усилена теми, кто ошибочно уверует, что теперь на кольце пробок не будет.

А светофоры убирать нельзя, потому что они необходимы, чтобы увеличивать пропускную способность системы в целом, а не отдельного направления. То есть, движение по Ставропольской они слегка задерживают, но а) дают ритмичность потока авто, что позволяет не захлёбываться улицам и перекресткам дальше по ходу движения и б) снижают среднее время прохождения каждой единицы транспорта на участке сети.

Какие ещё примеры нужны для того, чтобы осознать бесполезность многолетнего строительства развязки с введением в транспортный коллапс и без того стоящих районов КСК, КМР, ГМР, улиц Сормовской, Мачуги, Уральской и Новороссийской? Кому выгодна полная остановка единственного эффективно работающего в этой части города транспорта — трамвая? Да-да, администрация планирует именно отрезать трамвай полностью в КМР и Пашковском!

Ответы просты

  1. Строительство развязки выгодно только тем, кто будет её строить, потому что за это строительство можно получать астрономические суммы в рублях несколько лет подряд, а затем с важным видом показывать развязку и обижаться: «Ну мы же сделали вам красивую развязку с жёлтым кружочком сверху, что вам ещё нужно?»

  2. Увеличение пропускной способности одного узла не приведёт к увеличению пропускной способности всей сети.

  3. Как со Старокубанской и Ставропольской сливался поток на выезд из четырёх полос в две, так они и будет сливаться из четырёх полос в две. Затор неизбежен. Прибавьте к этому потоки на выезд с юга Старокубанской и с Селезнёва у парка «Солнечный остров».

  4. На несколько лет этот участок города будет блокирован, что приведёт к закономерной блокировке прилегающих узлов. Посмотрите как сейчас ремонт Новороссийской даже без перекрытия(!) блокирует улицы Лизы Чайкиной, Сормовскую и Уральскую.

  5. Будет нарушена (а часто и блокирована) работа троллейбуса в ГМР и ПМР. Это будет происходить непредсказуемо, вам постоянно нужно будет искать пути проезда в непредсказуемых условиях.

  6. Будет остановлена работа трамвая на маршрутах 4, 5, 9, 10, который перевозит в центр, ПМР, КМР, КСК десятки (если не сотню) тысяч пассажиров ежедневно.

  7. Из бюджета Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления из-за закрытия маршрутов будут вымыты сотни миллионов рублей (до 620 млн рублей в год при беглой оценке), они достанутся самым низкоэффективным перевозчикам — такси и джамшуткам. Без этих денег не будет новых трамваев и троллейбусов, не говоря уже о ремонте и строительстве путей. Занятость высвобожденного персонала водителей и кондкуторов также под вопросом.

  8. Из валового оборота, налоговых поступлений и бюджета Краснодара с мультипликативным эффектом будут вымыты ещё большие средства, ведь практический каждая сорванная поездка по городу означает несостоявшиеся покупки, неоказанные услуги, срывы контрактов, некупленные гамбургеры и бизнес-ланчи, отложенные «на потом» стрижки и маникюры. Бизнес, выживающий за счёт потока людей, понесёт большие потери, а иногда катастрофические. Коммерческая привлекательность и стоимость недвижмости упадёт, также снизится стоимость жилой недвижимости в районе стройки.



Обычно при обсуждении любой критики возникают летучая конница нигилистов, которые не поняли текст и требуют конкретных предложений. Давайте прикинем, что можно предложить взамен дабы избежать обвинений и издёвок типа «собака лает, караван идёт» и «не нравится развязка — вали в свою гейропу, фашист!».


  • Выделенные полосы для общественного транспорта. Даже дети знают, что улицы городов предназначены для передвижения людей, а не автомобилей, и общественный транспорт делает это многократно эффективнее. И пропускная способность улиц измеряется в людях, а не в автомобилях и не коэффициентах нагрузки.

  • Повышение пропускной способности всей сети, а не одного узла. Например, обещанное давно расширение Сормовской у троллейбусного депо №2, где в КСК и КМР ведёт одна (!) полоса.

  • Разблокировка прилегающих проездов для разгрузки перекрёстка от локального трафика, то есть открытие движения по Стасова с сохранением трамвайных путей, улице Кубанской, возможно, вдоль Карасунов. А также в обход ТЭЦ с востока, по Первомайской и Текстильной с открытием Просторной на Уральскую и так далее. То есть улучшение «капиллярной» проходимости и устранение искусственных «тромбов» в УДС восточного Краснодара.

  • Оптимизация работы светофоров с приоретизацией трамвая на Ставропольской. Тысячи пассажиров трамвая на всей ветке не должны ждать дважды (!) 60-70 водителей, которым нужно срочно переместить свои автомобили из пробки с одной стороны кольца в пробку на другой стороне.

  • Ликвидация стихийной парковки у парка «Солнечный остров», перекрывающей до половины проезжей части.

  • Строительство за те же деньги путепроводов над железной дорогой, которая делит город пополам и душит его. Это решение, которое повлияет на транспортную ситуацию в городе в целом, а не только на один перекрёсток.

  • Следование заявленной цели на снижение числа автомобилей в городе. Глупо на обычную городскую улицу впихивать развязку, которой место на крупной федеральной трассе. Это всё равно, что запихивать двигатель V8 на 500 лошадиных сил в «Запорожец». Не надо строить автобаны внутри города, иначе они разобьют и придушат город также, как это делает сейчас железная дорога.

  • Ваши варианты.


Что делать?

Противодействовать неразумной транспортной политике, рассказывать знакомым о проблеме, делиться в соцсетях, наращивать информационное давление и требовать. Каждый, кто бывает в восточной части Краснодара, должен понимать силу деструктивных последствий от реализации проекта развязки. Вступайте в Армию Обороны Старокубанской! Запись в соцсетях:

Подписывайтесь на людей, которые регулярно рассказывают о проблеме и отслеживают её:

  • http://twitter.com/dr_corner — Григорий Корнев, инженер, к.т.н., член Общественного совета Краснодара, эксперт в сфере транспортных систем и картографии

  • http://twitter.com/lachkov — Антон Лачков, бизнесмен, урбанист, член Общественного совета Краснодара

  • http://twitter.com/gusak_av — Алексей Гусак, влюблённый в Краснодар депутат ЗСК

  • http://twitter.com/TrudikK — Константин Трудик, математик-айтишник, видный участник велосообщества Краснодара

  • http://twitter.com/dvbogdanov — Дмитрий Богданов, комнатный урбанист, пешеход-экстремист, профессиональный пассажир и кляузник

  • http://twitter.com/friday13ant — Антон Чернов, менеджер ИТ-проектов, гражданин Краснодара

  • http://twitter.com/Usevich — Усевич, профессиональный краснодарский архитектор

  • http://twitter.com/Alexsas_ — Александр Сорокин, дизайнер-перфекционист, который первым пострадает от развязки



Не поленитесь расшарить этот пост в соцсетях, помогите администрации тратить наши деньги эффективно и не убивать Краснодар монструозными и бесполезными проектами.

Вместо пост-скриптума
Самая длинная в Европе эстакада, построенная на Можайском шоссе, избавила район Можайский от пробок.

Можайское шоссе «избавилось» от пробок

  • Благодарю за бесценные замечания и рецензирование поста координатора бщественного движения «Городские решения» Григория Корнева.

  • Иллюстрация на 6,7 млрд рублей к посту — Антон Лачков.

  • Рендеры развязки взяты на сайте проектировщика stpr.ru.



  • 1
В Тюмени недавно так и сделали. Построили супермега эстакаду над ул. Мельникайте. Улица как стояла, так и стоит. И эстакада стоит. А жителям окрестностей пришлось немало претерпеть.

А есть фото? Круто было бы для наглядного примера.

  • 1
?

Log in